МБОУ СОШ № 17 им. И.Л. Козыря пос. Шаумянского
Ставропольский край, Георгиевский район, пос. Шаумянский
  • Функциональная грамотность

    Функциональная грамотность — это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней. Функциональная грамотность сформирована через формат международного исследования PISA.

    PISA для школ – это разработанный Организацией экономического содружества и развития (ОЭСР) инструмент оценки качества образования.

    В Российской Федерации данное исследование легло в основу «Оценки по модели PISA», которая проводится в соответствии с

    Методологией и критериями оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся. Проведение оценки по модели PISA основано на технологиях и решениях проекта PISA for Schools (PISA для школ):

    - в исследовании принимают участие обучающиеся, чей возраст на момент тестирования составляет от 15 лет и 3 месяцев до 16 лет и 2 месяцев (с 7-го класса);

    - инструментарий исследования PISA для школ включает в себя тест и анкету для обучающихся, а также онлайн-анкету для администрации школы;

    - участники исследования выполняют задания на компьютере;

    - все задания построены на концептуальных рамках исследования PISA;

    - исследование PISA для школ дает возможность получения результатов в привязке к единой шкале исследования PISA.

    Составляющие функциональной грамотности

    1. Читательская грамотность. Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. 

    2. Естественно-научная грамотность. Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями.

    3. Математическая грамотность. Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.

    4. Финансовая грамотность. Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.

    5. Креативное мышление. Способность продуктивно участвовать в  процессе выработки, оценки и  совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

    6. Глобальные компетенции. Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.


     Нормативно-правовые документы


    Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019г. № 219 Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО (PDF, 0.5 Мб.)

    Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности (PDF, 0.29 Мб.)

    Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 04-238 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности (PDF, 0.26 Мб.)

    Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности (PDF, 0.32 Мб.)


     Нормативно-правовые документы образовательной организации


    Приказ МБОУ СОШ № 17 им. И.Л. Козыря пос. Шаумянского № 399 от 04.09.2023 г. "Об организации работы по подготовке и проведению работы по проверке функциональной грамотности обучающихся в 2023-2024 учебном году

    План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся МБОУ СОШ № 17 им. И.Л. Козыря пос. Шаумянского в 2023-2024 учебном году

    Состав рабочей группы по вопрос формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся МБОУ СОШ № 17 им. И.Л. Козыря пос. Шаумянского в 2023-2024 учебном году

    База данных учителей, участвующих в формировании функциональной грамотности обучающихся 8-9 классов в 2023-2024 учебном году

    Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности (PDF, 0.32 Мб.)

    Информационно-просветительская работа с родителями по вопросу функциональной грамотности

    Мониторинг исполнения планов мероприятий муниципальных органов управления образованием (далее - МОУО), направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций  Ставропольского края, реализующих программы НОО, ООО, СОО за IV квартал 2023 года. 

    Статистика участия в диагностике

     Методическое обеспечение формирования функциональной грамотности


    Марафон функциональной грамотности с участием ведущих мировых ученых и экспертов в сфере образования 06.12.2021г. - 10.12.2021г. Основные темы просветительских мероприятий онлайн-марафона - ключевые навыки XXI века, вопросы их формирования и развития. Организаторы Марафона - Министерство просвещения Российской Федерации и Академия Минпросвещения России.

    Программа марафона


    Банк заданий по функциональной грамотности: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/

    Читательская грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/

    Математическая грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/

    Естественнонаучная грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/estestvennonauchnaya-gramotnost/

    Глобальные компетенции: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/globalnye-kompetentsii/

    Финансовая грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/finansovaya-gramotnost/

    Креативное мышление: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/kreativnoe-myshlenie/

    Банк заданий по  функциональной грамотности https://media.prosv.ru/fg/

    Электронный банк заданий по ФГ : https://fg.resh.edu.ru/.

    Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке: https://resh.edu.ru/instruction

    Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности ФГБНУ ФИПИ:https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti

    Лаборатория функциональной грамотности:https://rosuchebnik.ru/material/laboratoriya-funktsionalnoy-gramotnosti/

    Сборник заданий по функциональной грамотности обучающихся на уроках математики

    Сборник задач по математике на развитие функциональной грамотности

    Читательская грамотность (спецификации и образцы заданий)

    Что значит быть грамотным. Методические рекомендации

    Вебинар Колесниковой Н.Б., главного редактора издательства «Просвещение»)

    Уроки по функциональной грамотности в 8 классе https://yandex.ru/tutor/uroki/klass-8/funkcionalnaya-gramotnost/

    Открытые задания PISA:   https://fioco.ru/примеры-задач-pisa 

    Тест PISA http://www.oecd.org/pisa/test/

    Сборник заданий для подготовки  к международному сравнительному исследованию PISA https://profcentr.ggtu.ru/images/documents/izd_function.pdf

    Официальная демоверсия с ответами диагностической работы по функциональной грамотности 5 класс МЦКО 2021 https://clck.ru/YGGR7

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie