Практическая работа по теме: "Разделение многокомпонентной смеси".
Для обучающихся по программе "Экспериментальная химия", а именно для учащихся 8б класса МБОУ СОШ 26 с. Краснокумского, в "Точке роста" при нашей школе в понедельник состоялась Практическая работа по теме: "Разделение многокомпонентной смеси".
В природе чистые вещества встречаются редко, чаще всего они входят в состав смесей. И в быту мы имеем дело в основном не с индивидуальными (отдельными) веществами, а со смесями или материалами сложного состава. Предметом же изучения науки химии является вещество и его превращения. Следовательно, одной из важнейших задач химии является получение индивидуальных (чистых) веществ. Эта проблема имеет два решения:
• синтез веществ в лабораториях, на заводах, фабриках и комбинатах из других веществ и материалов;
• разделение смесей (природных или искусственных) на отдельные компоненты – индивидуальные вещества.
В Практической работе смесь для разделения была составлена из 4 компонентов: железных опилок, порошка серы, кристаллического сульфата меди (II) и речного песка.
В зависимости от агрегатного состояния и свойств составляющих их компонентов смеси бывают однородными и неоднородными. В любом случае вещества в смеси сохраняют свои свойства.
Разделение смеси физическими или химическими методами возможно тогда, когда вещества (компоненты), их составляющие, обладают резко различными свойствами. Выбор метода разделения смесей зависит не только от типа смеси (однородные или неоднородные) и индивидуальных свойств компонентов, но и от того, какое вещество или вещества необходимо выделить в чистом виде. При этом надо учитывать, что полученные в результате разделения смеси вещества не будут абсолютно чистыми веществами, а будут содержать определенную долю примеси.
Ребятам пришлось составить план исследования и провести разделение всех компонентов. Учитывая индивидуальные свойства в первом опыте магнитом было выделено железо.
В опыте 2 было проведено растворение смеси. Получили мутный раствор, при отстаивании, наблюдали границы раздела фаз неоднородной смеси: сера, обладающая свойством флотации, всплыла на поверхности растворенной смеси; песок - нерастворимое в воде вещество- осел на дно стакана; сульфат меди (II) полностью растворился в воде и окрасил раствор в яркий голубой цвет.
При разделении смеси в последующих опытах были выделены: сера - на поверхности фильтра после фильтрования; песок - при декантации на дне химстакана; фильтрат голубого цвета перелили в фарфоровую чашечку и выпарили воду - получили безводные кристаллы голубой соли CuSO4.
Результат превзошёл все ожидания! Способы разделения однородных и неоднородных смесей позволили выделить 4 индивидуальных вещества.
Методы и приёмы аналитической химии надолго запомнятся юным химикам!